Школьный музей

Музей имени лётчика-истребителя В.Д.Гуляева.

Музей боевой славы имени лётчика-истребителя Василия Дмитриевича Гуляева был основан 9 мая 1990 года на базе школы №26. Он находится в кабинете истории общей площадью 64 кв.м. Документальный материал представлен личными документами В.Д. Гуляева и его семьи, фотографиями. Вещественный - медалями, книгами,альбомами, книгой памяи. Количество экспонатов - 178, из которых 143 подлинных,большинство экспонатов пренадлежит семье В.Д.Гуляева и переданы школьному музею. В основном это личные документы В.Д.Гуляева, вырезки из газет о подвиге лётчика, фотографии с места захоронения. Другая часть экспонатов рассказывает о жителях микрорайона,участниках войны (фотографии, биографические справки, газетные статьи).

Музей включает в себя следующие разделы:
1."Он просто выполнял свой долг...";
2.Микрорайон школы во время войны;
3.Лётчики-герои;
4.Пензенская лётная школа;
5.История школы.

"Он просто выполнял свой долг..."

Василий Дмитриевич Гуляев родился 8 января 1912 в г.Владимире. В сентябре 1912 года семья переехала в Пензу. В 1928 году Василий поступает учиться на строительный факультет рабфака. В 1833 году поступает в лётную школу, через год едет в Энгельс на лётную практику. В 1936 г. направляется в Гомель в Белорусский военный округ, едет туда с женой Зоей(Поженились в 1934 г.) В 1937 году Гуляева переводят на станцию Сещ Орловской области. В 1938 году Василия перевели в Смоленск. В 1940г. Василия Дмитриевича перевели на Украину в г. Проскуров (ныне г. Хмельницкий). В августе 1941 года полк в котором служил Василий Гуляев был направлен на Брянский фронт. 3 октября 1941 года из боевого задания не вернулся командир второй авиаэскадрильи капитан Василий Дмитриевич Гуляев. В тот на редкость тёплый, немного облачный осенний день лётчик Гуляев получил задание. В полдень он появился над деревней Шепетлево. По словам очевидца Николая Акимовича, тогда четырнадцатилетнего мальчика, жителя соседней деревни, выстрелов не было слышно, но машины из фашистской колонны взрывались одна за другой. И местные крестьяне, и фашисты наблюдали за смертельным поединком. Одни с радостью на глазах, другие - со скрежетом зубов. Но вдруг ястребок стал разворачиваться. Фашисты бросились к зенитному пулемёту и начали бить по самолёту. И он, сделав последний заход, стал падать. Чёрный шлейф, разделяющий грань между жизнью и смертью, тянулся за ним. Хотел бы враг взять героя живым, но разве герои сдаются?! Нет, лётчики не умирают, летчики улетают за облака... А дальше топкое севское болото. Двадцать три года тьмы на глубине шести метров... Жена летчика-истребителя, Зоя Михайловна Гуляевой, и его мать, Ольга Ивановна, получили типичное для того времени извещение о гибели сына и мужа: «капитан Василий Дмитриевич Гуляев погиб, защищая Родину» ( газета «Пензенская правда» от 6 мая 1965 года). По версии Г. Кузьмина, «Летчик-истребитель, командир эскадрильи Н-ского полка капитан В.Д. Гуляев 3 октября 1941 года не вернулся с выполнения боевого задания». (Газета «Севская правда»). Вот и все, что было известно семье о герое. Ни места гибели, ни могилы - ничего на долгие 23 года, дд. - Шстория гибели и подвига В.Д. Гуляева стала известна во многом благодаря стечению обстоятельств. В 1963 году генерал Кузовков проезжал вместе с райвоенкомом подполковником Саниным Иваном Максимовичем по местам сражений своей дивизий. В 1943 году его дивизия, выбив немцев из-под Севска, стала именоваться Севской. Они часто останавливались. Генерал доставал из планшета карту, испещренную красными и синими жирными стрелами и различными пометками. Так они доехали до деревни Шепетлево. Затем вышли из машины, и генерал Кузовков предложил немного пройтись. Они шли берегом мелкой речушки, и генерал рассказывал о том, какие кровопролитные бои шли в этой местности. Остро отточенным карандашом он показывал расположение наших войск и фашистских. Двое военных, рассматривавших внимательно карту, привлекли внимание местных жителей, Первыми явились мальчишки, а затем подошли и взрослые. Один из мужчин, поздоровавшись, сказал по-военному: «Разрешите доложить, товарищ генерал, вот тут рядом в мочажине наш санитарный самолет находится. 22 года он тут. В самом начале октября 1941 года его немцы подбили. Он и рухнул в болото». ( газета «Пензенская правда» от 6 мая 1965 года). Как выяснилось дальше, жители села вместе с председателем неоднократно пытались вытащить самолет из болота. Но без большого экскаватора сделать ничего не могли. Одних тросов и тракторов было недостаточно. Генерал Кузовков поручил райвоенкому принять меры к тому, чтобы самолет был извлечен из болота. Но достать самолет летом 1963 года из севских болот не получилось. Все попытки оканчивались неудачно. Бульдозеры сами увязали в болоте, и их приходилось вытаскивать тракторами. Летом следующего, 1964, года попытки достать самолет из болота были возобновлены; 23 июня 1964 года в Шепетлево был доставлен экскаватор с большой стрелой. Несколько раз экскаватор вычерпывал одну тину. И только когда ковш углубился на шесть метров, показался хвост истребителя, затем была извлечена и кабина. В ней был обнаружен труп летчика: Форма сохранилась полностью. На петлицах были нашиты «шпалы»-знаки различия капитана. В рюкзаке в кабине находились рюкзак с бельем и чемодан: в нем бритвенный прибор, одеколон. Хорошо сохранился парашют, планшетка, часы, две тетради. Также были обнаружены пулемет и пистолет с патронами. Рассматривая бумаги, найденные в кабине, Иван Максимович Санин нашел полетный лист за 22 июля 1941 года. В нем было написано: «Подразделение -20 И.А.П. Летчик Гуляев. Штурман (прочерк), стрелок- радист (прочерк), самолет ЯК-1 №1908». В листе сообщалось, с какой площадки должен был взлететь пилот, на какой высоте, облачность, скорость ветра, количество патронов, горючего. Продолжая поиски, Санин обнаружил документ, по которому было установлено имя капитана и что (Газета «Севская правда») он был командиром эскадрильи. Останки Гуляева с почестями были похоронены на кладбище деревни Шепетлево, а вещи капитана переданы в севский краеведческий музей. После подъема самолета шепетлевские мальчишки часто приходили к канаве, из которой был поднят самолет. Большая шестиметровая яма до половины заполнилась водой. Ребята возились в забитых глеем дюралюминиевых шкварках. Они внимательно рассматривали каждую деталь. Однажды Володя Грицунов наткнулся на закатанную в грязь круглую, похожую на большую монету, деталь. Володя быстро стал отмывать деталь. Отмытая деталь оказалась орденом боевого Красного Знамени. На оборотной стороне отчетливо был виден номер 20759. Мальчик сначала решил оставить орден себе на память, но его отец, Фрол Дмитриевич Грицунов, убедил сына отнести орден в райвоенкомат. И орден в последующем также был передан в севский краеведческий музей. (Газета «Севская правда» Статья В. Сколченкова «Первые сведения о летчике герое»). После подъема самолета подполковник Санин послал письмо генерал- лейтенанту И.А. Кузовкову, в котором сообщил о найденном самолете и летчике. За два дня до находки Володи Грицунова Иван Максимович Санин получил ответ. Генерал Кузовков писал: «.. .Выясняется судьба Василия Дмитриевича Гуляева. Это флагманский штурман двадцатой истребительно¬авиационной дивизии. Капитан. Сбит на территории противника 3 октября 1941 года. Василий Дмитриевич - уроженец города Владимира. Член КПСС с 1931 года. В Советской Армии - с 1932 года. Его мать, Гуляева Ольга Ивановна, проживает в Свердловской области... Женат. Сведений о жене нет». О том был ли убит Василий Дмитриевич Гуляев или ушел, не желая сдаваться врагу, заживо на дно севского болота неизвестно...